Антинаркотическая пропаганда → Антинаркотическая работа в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №112
«Град чудес»
Организация работы
по профилактике наркомании, алкоголизма,
табакокурения
и воспитанию у дошкольников
здорового образа жизни
Наркотики, алкоголь, табак и дети.
Эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана. Число юных поклонников наркотиков, алкоголя, никотина год от года растет. Среди них – не только дети из неблагополучных семей, т. е. традиционная группа риска, но и внешние благополучные подростки, не вызывающие особых тревог у педагогов и родителей. Психоактивные вещества становятся привычными среди молодежи, плащ черного дурмана может накрыть любого ребенка – большого или маленького, мальчика или девочку.
Тут же возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно, наш ответ покажется неожиданным для многих взрослых, но мы твердо убеждены – формировать «иммунитет» против ПАВ следует с раннего возраста.
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика вредных привычек, грозящих большой бедой и ребенку, и его окружении.
Организация образовательного процесса на личностно-ориентированной основе, требует от взрослых создание условий обеспечивающих гармоничное развитие личности и здорового ребенка. Вопрос охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности педагогического коллектива МБДОУ №112.
Основные задачи здоровьесберегающей деятельности ДОУ:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в следующих формах:
Медико-профилактическая
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; Он помогает выявить ряд характеристик организма, исключить знакомство ребенка с наркотиками.
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например: иммунизация, витаминотерапия, оздоровление фитонцидами, полоскание горла противовоспалительными травами, профилактика простудных заболеваний с использованием природных адаптогенов, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиН;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физической культуре, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
Информационно-просветительская.
Информационно-просветительская деятельность включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада.
Задача информационно-просветительской деятельности – разъяснять и информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивировать на здоровый образ жизни.
Для родителей проводятся консультации «Ребенок в алкогольной семье», «Если Ваш ребенок начал курить», семинары- практикумы «Здоровье ребенка в ваших руках», памятки об укреплении и сохранении Здоровья.
Коррекционная
Эта деятельность направлена на исправление выявленных недостатков и нарушений физического и психического развития детей специалистами детского сада.
Спортивно-досуговая
Эта деятельность направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях, посещение детьми спортивных кружков в свободное время и воспитание потребности в движении и активном образе жизни. Ежемесячно согласно годового плана в ДОУ организуются тематические физкультурные досуги.
Социально-психологическая
Задача этой деятельности – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Ежегодно проводится социальный мониторинг, который позволяет отслеживать изменения в окружающей ребенка социальной среде. Реализацией социально-психологической деятельности в ДОУ занимаются, прежде всего, педагог-психолог посредством специально организованных занятий, а также - воспитатели и специалисты в текущем образовательном процессе.
Безопасность и защита прав ребенка
Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам личной безопасности, привитие навыков правильных действий в случае ЧС. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Оптимальными методами реализации программы в ДОУ являются проблемное и игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
Предметно - развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей, тематические фотовыставки «Мои замечательные родители», «Мы за здоровый образ жизни», «Папа, мама и я - спортивная семья», выставки детского творчества «Моя Мама!», «Здоровье в наших руках», «Наше счастливое детство» и т.д.
В ДОУ оформляются стенды для детей и родителей: «Правила безопасности», «Правовое образование в ДОУ», «Как избежать неприятностей».
Со всеми сотрудниками ДОУ ,согласно графика, проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья дошкольников, проводится контроль по выполнению инструкций.
В течении учебного года коллектив детского сада рассматривает вопросы по проблеме защиты прав и достоинств маленького ребенка, данный вид деятельности становится системным.
Образовательная здоровьесберегающая деятельность
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
В осуществлении Образовательной здоровьесберегающей деятельности задействованы практически все сотрудники детского сада.
В учреждении проводится систематическая работа по охране и укреплению здоровья детей, деятельность педагогов, родителей и медицинских работников взаимосвязана и скоординирована.
Педагогический коллектив в своей работе придерживается следующих основных направлений:
- оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле его состояния;
- создание условий для двигательной активности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной помощи по укреплению здоровья детей;
- помощь, педагогическая поддержка в период адаптации ребенка к условиям детского сада;
- обеспечение двигательного режима для каждой возрастной группы с учетом ее специфики и возраста;
- создание целенаправленной системы по взаимодействию с родителями;
- организация совместно с медицинским персоналом профилактических и оздоровительных мероприятий;
- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях: утверждение демократического стиля общения взрослых с детьми, формирующего адекватную самооценку детей. Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
Просвещение дошкольников в образовательной деятельности осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача - добиться не только хорошего знания детьми особенностей действия психоактивных веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни.
Дети дошкольного возраста мало информированы о психоактивных веществах.
Ранняя профилактика наркотизма среди дошкольников должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.
В своей работе мы используем методическое пособие по профилактике детского наркотизма «Долго ли до беды?» А.Г.Макеева, И.А.Лысенко, Линка-пресс Москва 2000 г., «Кто будет играть в интересную игру?» (групповые формы работы с детьми) Н.А.Сабировой, Э.Г.Бабаевой, ЗАО «Новое издание», Казань 2013, «Две недели в лагере здоровья» (рабочая тетрадь) М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, М.:Олма-пресс, 2006. В данных пособиях основную роль в системе образования дошкольников занимают информационно-дидактический материалы о вреде психоактивных веществ на организм человека, как критерия нездоровья вследствие измененного состояния и снижении возможности достижения успеха с последующей коррекцией в режиме метафорического тренинга с привлечением материалов из сказок, дидактические игры и упражнения по валеологии.
Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной категории о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков и формируется ассоциативно-негативная карта наркотизации.
Содержание предлагаемого курса для дошкольников охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?», «Как вырастить привычку», «С кем стоит и с кем не стоит дружить?» и др.
Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать», «Прогулка по парку» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у детей адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.
Ожидаемые результаты
• Подготовка дошкольников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у дошкольников.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
«Формирование устойчивого, осознанного отказа
от вовлечения в сферу употребления ПАВ
для детей старшего дошкольного возраста,
их родителей и педагогов»
Информационно-методическая разработка
Цель:
- формировать навыки, знания и умения по антинаркотическому воспитанию детей,
- создать условия для осмысления проблемы.
Задачи:
- дать адекватные знания по различным вопросам антинаркотического воспитания,
- проинформировать по различным вопросам, связанным с химической зависимостью,
- оказывать консультативную и коррекционную помощь.
№ |
Тема |
Цель, задачи |
Структура |
1 |
«Главное чудо света» |
Цель: Формирование представлений о собственном теле, понимание его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к своему организму |
Чтение рассказов о здоровье. Игра: «Как мы устроены». Назвать части тела. Игра: «Угадайка» Отгадывание загадок о различных частях тела и внутренних органах. Игра: «Дружная семейка» О взаимодействии всех органов человека. Игра: «Волшебные лепестки цветика, семицветика». Выбор главных качеств человека красота, здоровье, сила, ум, смелость и т.п.
|
2 |
«Как черные братья хотели мир завоевать» |
Цель: Формирование представлений детей дошкольного возраста об одурманивающих веществах |
Чтение рассказа «Черные братья» Игра-инсценировка по рассказу: «С кем не стоит встречаться» Конкурс «Осторожно-опасность!» Рисование плаката – предупреждения об опасности знакомства с одурманивающими веществами
|
3 |
«Великие помощники» |
Цель: Формирование знаний об укреплении здоровья-закаливании. |
Чтение рассказа «О закаливании» Игра-демонстрация «Вода - для хвори беда». Обучение правилам закаливания Эксперимент «Солнышко здоровье дарит». Проращивание семян в разных условиях Игра «Что может чистый воздух». Умение оценить качество воздуха. Релаксация «Как победить плохое настроение» Загадки «Угадайка». О явлениях природы и их роли в сохранении укреплении здоровья. |
4 |
«Главная одежда Человека» |
Цель: Формирование знаний о коже человека» |
Чтение рассказа «О главной одежде человека - коже» Игра-эксперимент «Чистюли и чистюльки». О чистоте. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Игра-эксперимент «Главные враги кожи». Дать понятие о здоровой и больной коже. |
5 |
«Физкульт-Ура!» |
Цель: формирование знаний о физической культуре и ее значении в развитии детского организма. |
Чтение рассказа «Как не попасть в скрюченный город» К. Чуковского Проведение утренней гимнастики Эксперимент - обсуждение «Чем опасны Черные братья». Проращивание семян в разных условиях Игра «Веселая компания». Подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси и лебеди» и др. |
6 |
«Полезно и вкусно» |
Цель: Формирование знаний о рациональном питании |
Чтение рассказа о здоровом питании Игра «Отгадайка» Загадки о продуктах питания. Обсуждение «Законы питания». Чтение о обсуждение стихотворений К.Чуковского «Барабек», «Обжора». Игра «Приглашение на обед». Рисование блюд, которые дети хотели бы съесть на обед Игра - проблема «Сделай правильный выбор». Уточнить знания детей о пиве. |
7 |
«Таинствен-ный незнакомец» |
Цель: Профилактика травм и нарушений здоровья детей из-за неосторожного обращения с различными веществами, свойства которых ребенку неизвестны. |
Чтение рассказа о веществах неизвестного происхождения. Обсуждение-игра. Чтение сказок Л.Кэролла «Приключение Алисы в стране чудес», Ш.Перро «Спящая красавица» В. Гауфа «Маленький Мук». Угадать произведение и рассказать, чем оно закончилось. Конкурс рисунков по сказкам
|
8 |
«Сказка о спящей царевне и не только…» |
Цель: Формирование знаний ребенка о возникновении угрозы его жизни и здоровью, избегать опасности. |
Чтение рассказа о встрече с незнакомыми людьми. Обсуждение «Будь осторожен» по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Проблемная ситуация «Тревога». Разыгрывание сценок, в которых незнакомец советует попробовать то или иное вещество, продукт, угощает чем-либо. |
9 |
«Давай дружить» |
Цель: Формирование социальной адаптации ребенка. |
Чтение рассказа о дружбе. Обсуждение «С кем стоит и с кем не стоит дружить?» Обьяснение поговорок и пословиц о дружбе. Чтение С. Маршака «Урок вежливости», Г. Остера «Вредные советы». Коммуникативная игра «Улыбка в подарок» |
10 |
«Моя семья» |
Цель: Формирование ценности семейных отношений, воспитание любви к семье. |
Чтение рассказа о семье. Г. Остера «Вредные советы». Обсуждение пословиц, поговорок «Почему так говорят» Тест «Хороший ли я сын (дочь)?» Решение ситуаций Обсуждение рассказа О.Уайльда «Мальчик-звезда» |
11 |
«Волшебная радуга» |
Цель: Формирование общей социальной адаптации |
Игра «Мелодии вокруг нас», «На что похоже мое настроение» Решение ситуаций «Поделись улыбкою своей» Художественное творчество «Хорошее настроение в подарок» |
12 |
«Посеешь привычку-пожнещь характер» |
Цель: Формирование полезных привычек. |
Чтение рассказа А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обсуждение. Игра «Замени». Найди противоположность. Обсуждение «Здоровые и нездоровые привычки» |
13 |
«Секрет черных Братьев» |
Цель: Обсуждение вопросов, связанных с использованием алкоголя, курения, наркотиком |
Демонстрация - обсуждение «Как черные Братья разрушают организм» Игра «Осторожно- это враги» Объясни «Почему так говорят» Игра «Не хочу быть курилкой»
|
14 |
«Мы сильнее черных Братьев» |
Цель: Формирование отношений об опасности вредных советов страны Нездоровья-Кукарямбы. |
Игра «Вредные советы Кукарямбы» Игра «Кем не сможет стать раб Черных Братьев». Ребенок должен объяснить, почему поклонник дурмана не сможет достичь успеха в какой либо профессии. Обсуждение «Житель печальной планеты» |
15 |
«Спасибо –нет» |
Цель: Научить ребенка вовремя распознать возникшую опасность – и решительно отказаться.
|
Обсуждение «Чему не стоит учиться? Ролевая игра «Умей сказать – нет?» Обсуждение «Коварное маковое поле». По мотивам сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» |
16 |
«Волшебный экзамен» |
Цель :Закрепление полученных знаний о наркотическом соблазне у детей
|
Формирование правил безопасности Художественное творчество «Мы рисуем страну Здоровье» |